Введение.

Константин-Василий Острожский (2 февраля 1526 (по другим данным - 1527) - 24 февраля 1608) - князь (сын Острожского Константина Ивановича), украинский магнат, политический и культурный деятель, один из самых богатых и влиятельных магнатов Речи Посполитой. Родился в г. Туров (теперь - город в Житковицком районе Гомельской обл. Беларуси), где и провел детство и юность. После смерти отца Константина Ивановича Острожского (1460 - 1530) воспитывался мамой - Александрой Семеновной из рода князей Олельковичей. Молодой Острожский получил хорошее образование в православном духе, о чем свидетельствует его переписка и речи в сенате. Оставшись фактически единым наследником, Острожский получил во владение огромные поместья на Волыни, Киевщине, Подолье и Галиции, которые давали ежегодно прибыль свыше 1 миллиона злотых. Острожский владел также значительными земельными имениями в Венгрии и Чехии. С середины 1540-х годов в официальных документах Острожский начинает именоваться отцовским именем - Константин. Политическую карьеру Острожский начал в 1550 году, получив от великого князя литовского должность старосты владимирского и маршалка (маршалок - одна из высочайших государственных должностей в шляхетской Польше и Великом княжестве Литовском) волынского.

Семья.

В 1553 г. Острожский выгодно вступает в брак с Софией Тарнавской (1534-1570), дочерью Яна Тарновского, одного из величайших великих коронных гетманов - главнокомандующих в Речи Посполитой. Интересным и показательным, что особенно будет видно из дальнейшего рассказа есть то, что она была католичкой. Тем не менее, в семье князь был очень религиозно толерантным. Острожский имел 3 сыновей и дочь. Но семейная жизнь была несчастливой. Во-первых, он рано овдовел. Во-вторых, сыны никак не могли поделить между собой имения и постоянно враждовали. Старший - Иван (Януш) Константинович Острожский (1554-1620) - стал одним из богатейших деятелей в свое время (в наследство он передал 80 городов). Первый из большого рода князей Острожских, который предал веру родителей и перешел к унии (1579). Вторым католиком стал второй сын - Константин. Католичество сынов было также несчастьем для отца. Третий - любимый сын, Александр, не предал православия. Возможно, именно через это он, на горе отца, и погиб (см. соответствующий раздел сайта). Но и на этом семейные трагедии князя не закончились. Будучи главой рода, К.-В. Острожский взял на себя ответственность за семью умершего брата Ильи. А при этом ему пришлось иметь серьезные перипетии с его вдовой Беатой, которая считалась внебрачной дочерью короля. Отсудив у К.-В. Острожского часть его родовых поместий, присоединив к ним еще и наследство своей единой дочери Гальшки-Эльжбеты, она стала одной из богатейших женщин Европы. При этом князь К.-В. Острожский потерял свое родовое гнездо - город Острог, так как королевский суд передал его Беате. Поглощенный заботами возвращения семейных владений, Острожский почти не покупал в это время имений - кроме с. Колищенец, где со временем вырастет город Староконстантинов. В отличие от своей матери Гальшка имела ангельский характер: превыше всего обожествляла свою мать, была во всем ей послушная. А еще с малых лет заявила, что станет красавицей 1-й величины. Слухи о ее красоте молниеносно разлетелись всеми странами. С 8 лет самая красивая и богатейшая невеста, принимала родовитых женихов и ее мать имела на чем плести хитроумные авантюры, связанные с дочуркой. Интриги матери, Беаты, наконец, и лишили Гальшку единой любви, Дмитрия Федоровича Сангушка, который умер через год после брака, в 1554 г., а затем согласилась на брак со старым и жестоким князем Лукашем Гурком, которому оказывал содействие польский король. Он заточил молодую жену в крепость и держал ее там целых 12 лет. Богатства Гальшки в настоящее время принадлежали ее матери. Последним авантюрным шагом неразумной Беаты было ее собственное бракосочетание с подобный ей авантюристом - Альбертом Ласским, который по возрасту годился ей в сыны. Получив такие богатства, Ласский немедленно заточил свою старую жену в неприступную башню, а ее бесчисленные имения подарил королю Речи Посполитой. Такие события не могли не волновать главу рода князя К.-В. Острожского. Глубоко проникаясь судьбой своей любимой племянницы Гальшки, князь, невероятными усилиями, таки возвратил ее к родительскому дому. Она передала права на имущество князю, но, вероятно, тяжело психически заболела, что не могло его не огорчить. Тем не менее, теперь существуют доказательства против этого, например, написанное ею завещание и ее свидетельства в суде, сделанные в нормальном состоянии. Также она оказывала содействие Острожской академии и монастырям. Кроме сынов, у Острожского была дочь Екатерина.

Участие в политических делах Речи Посполитой.

В 1559 году Острожский становится воеводой киевским, что значительно оказывало содействие усилению его влияния на политическую жизнь Украины. Не стремясь к военной славе, Острожский проводил энергичную колонизаторскую политику в приграничных землях Киевщины и Брацлавщины, основывая новые города, замки и слободы. Экономическая мощность имений княжеского рода и его незаурядное политическое влияние быстро делает Острожского "некоронованным королем Руси", что проводит относительно независимую политику в русских землях. В 1560-х годах Острожский выступал за равноправное вхождение Руси в состав государственного образования Речи Посполитой. В 1569 году он стал сенатором. Он был фактическим руководителем тогдашней территории Украины, которая принадлежала Речи Посполитой, во время Люблинской унии 1569 года, которая еще больше укрепила его положение, так как уравняла в правах с польскими магнатами. Когда в 1572 году на бездетном Сигизмунде ІІ Августе иссякла династия Ягеллонов (Великих князей литовских и польских королей), Острожский в 1573-1574 годах был одним из возможных кандидатов на польский престол (!!!), чью кандидатуру поддерживала и Турция. Аналогичная ситуация повторилась в 1587, когда умер Стефан Баторий. В обоих случаях этому мешало, во-первых, то, что были значительно более влиятельные конкуренты (Иван Грозный, император Священной Римской империи Максимилиан ІІ, австрийский эрцгерцог (принц) Эрнст, король Франции Генрих ІІІ, Стефан Баторий, сын воеводы Трансильвании и Сигизмунд ІІІ - последний Ягеллон по женской линии и король Швеции). 2 последних соответственно и становились королями. Но сравнение Острожского с такими фигурами уже много говорит. Во-вторых, Острожский считался "вождем схизматиков" (так, а т.е. - "раскольниками", католики и теперь называют православных). В 1574 году Острожский перенес княжескую резиденцию из Дубно в Острог, где началась перестройка Острожского замка под руководством итальянского архитектора Пьетро Сперендио. Не часто и не с готовностью принимая участие в войнах, в 1575 г. он разбил татар под Красиловом и под Дубно.

Заступник православной церкви.

Княжение Острожского обозначилось незаурядным подъемом украинской культуры и образованности, что не в последнюю очередь было обусловлено старанием князя сделать свою резиденцию центром культурного сопротивления католической и униатской экспансии. Вокруг княжеской резиденции в Остроге образовался кружок (академия) славянских и греческих ученых, публицистов, теологов и богословов, в который в частности входили Герасим Смотрицкий, писатель, педагог, первый ректор Острожской академии, Василий Сурозский, Христофор Филалет, Эммануил Ахиллес, Лука Сербин, Кирилл Лукарис (будущий Александрийский и Константинопольский патриарх), Никифор Парасхес-Кантакузен, Клирик Острожский, Зизаний Тустановский, Демьян Наливайко , Ян Лятос, краковский профессор, математик и астроном, который начал выступать против нового григорианского календаря и переехал в Острог, и прочие. При содействии Острожского в Остроге была собранная большая библиотека, которая включала в себя греческую и западноевропейскую богословскую литературу, перепечатывания античных произведений, словари, космографии, грамматики и прочее. В 1575 году Острожский пригласил первопечатника Ивана Федорова для организации типографии в княжеской резиденции. Благодаря острожской типографии мир увидело больше 20 изданий, в том числе первый полный текст Библии славянским языком 1580 года(!). Около 1578 года при академии начала действовать школа, где кроме ряда традиционных к тому времени точных и гуманитарных дисциплин, впервые параллельно излагались латинская, греческая и церковнославянская грамматики. Опыт и программа острожской школы были заимствованы Львовской, Луцкой и другими братскими школами. Острожский был также основателем школ в Турове в 1572 году, Владимире-Волынском в 1577 году. При Богоявленской замковой церкви, которая имела статус кафедрального собора и была одним из наиболее значительных православных храмов того времени, возникла собственная иконописная традиция. Несколько острожских икон написанных в то время считаются шедеврами православной иконописи. В религиозной сфере Острожский оказался достойным продолжателем дела своего отца, который тщательно заботился об украинском православии. В его времена город Острог, один из двух титулярных центров епархии Восточной Волыни, становится центром православной духовности. В своих владениях Острожский основал свыше 600 церквей и 20 монастырей, при многих из них действовали больницы и школы. Вообще отмечаясь религиозной толерантностью, Острожский интересовался произведениями католических богословов, определенное время находилось под влиянием протестантизма. Характерным было отношение Острожского к актуальному к тому времени вопросе об объединении католиков и православных. Он выступил сначала в поддержку такого объединения. Тем не менее, приняв участие в Брестской унии в 1596 году, результатом которой было не просто соединение церквей, а отход православных под руководство Римского папы и принятие католического догмату, он резко осудил её. Он поддерживал Христофора Филалета (псевдоним Мартына Броневского, также Христофор Бронский), который издал "Апокрисис" (гр. ответ) - выдающееся антиуниатское полемическое произведение 16 ст., изданное в Остроге на польском (1597 г.) и староукраинском (1598 г.) языке в ответ на книгу "Собор Брестский" Петра Скарги - иезуита и имел большую популярность, был толчком к развитию полемической литературы, оказывал содействие подъему освободительного движения в Украине и в Беларуси.

Острожский и казачество.

Своеобразными были отношения Острожского и казачества. Понимая важное стратегическое значение Запорожской Сечи, как форпоста против турецко-татарской опасности, Острожский старался поддерживать с казаками партнерские отношения, в частности принимая их на службу. Однако на начало 1590-х годов Острожский враждебно отнесся к назревающим казацким волнениям, которые угрожали разветвленным земельным владениям княжеского рода. Во время казацкого восстания Кристофа Косинского в 1591-1593 годах, несмотря на ряд неудач, войско собранное Острожским в решающие битве при Пятке нанесло сокрушительное поражение восставшим. Шимон Пекалид в хвалебной поэме "Острожская война" удостоверил мягкое отношение Острожского к побежденным. Князь ограничился лишь требованием публичного покаяния и присяги казацкого предводителя перед родом Острожских. Со временем Острожский выступил решительно против восстания Северина Наливайка в 1594-1596 годах.

Участие в Смутном времени.

Со временем Острожский стал претендентом и на московский трон после смерти последнего Рюриковича царя Федора Ивановича в 1598 году (Острожский был родствен с московскими Рюриковичами). Вообще, он принимал довольно активное участие в Смутном времени - периоде истории России с 1598-1613, ознаменованном стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тягчайшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Дело в том, что после смерти Ивана Грозного его наследник Федор был неспособен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, находился в детском возрасте. С убийством Дмитрия и смертью Федора правящая династия прекратилась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды. Царем стал Борис Годунов. Тем не менее, он не был популярным в народе. Кроме того, начался страшный голод. Царь делал все, но прекратить его не мог через ужасные погодные условия - дожди и морозы в сентябре. Народ же считал, что это - Божья кара за беззаконное правление царя. Поэтому с энтузиазмом воспринял появление, как считалось, спасенного Дмитрия. Имел к нему отношение и князь Острожский. Впервые Лжедмитрий І появляется в 1601 году, в Киеве, в виде молодого монаха, который пришел на поклонение святыням. Существует мысль, что именно здесь будущий претендент сделал первую попытку объявить себя "царевичем московским". Так это или нет, достоверных сведений не существует, но по свидетельству Варлаама, киевский игумен, довольно недвусмысленно показал гостям на дверь. Потом он якобы довольно долго прожил в Дерманском монастыре, в Остроге, который был тогда владением князя Острожского, где собиралось пестрое общество ненавистников "латинской ереси". Считается, что в 1602 г. он принял его и вручил ему "Книгу в постничестве" Василия Великого, напечатанную в его типографии Петром Мстиславцем в 1594 г. с надписью "Григорию - царевичу Московскому" (как монах он был известен под именем Григория Орепьева). Позже, в письме польскому королю от 3 марта 1604 г. Константин Острожский отрицал знакомство с будущим претендентом, из чего можно сделать взаимоисключающие выводы, что тот или действительно попробовал "открыться" князю и был попросту выброшен прочь, или наоборот - старался не попадаться на глаза. Второе более вероятно, так как следующим пунктом остановки для претендента послужил город Гоща, что принадлежал Гаевскому кастеляну Гавриле Гойскому, что был в то же время маршалком при дворе Острожского князя. Лжедмитрий таки царствовал в дальнейшем, но не долго, будучи убитым в мятеже.

Конец жизни

В конце XVІ столетие Константин-Василь Острожский был наибольшим после короля землевладельцем Речи Посполитой: ему принадлежало 80 городков и 2760 сел. Годовая прибыль князя превышала 19 миллионов злотых.В последние годы жизни старый князь постепенно отошел от участия в политической и культурной жизни страны и доживал их в Дубенском замке. Равнодушие Острожского к мирским делам отрицательно обозначилось на деятельности академии в Остроге, которая в начале XVІІ столетия постепенно приходит в упадок. Умер в 1608 году и был похоронен в крипте Богоявленской церкви в Остроге.

Роль в Староконстантинове: Основатель Старокостянтинова. 29 июня 1560 года, Василий Лабунский, имея потребность в деньгах, заложил Колищенцы за 2000 коп (денег) литовских, князю Константину Константиновичу Острожскому, который таким образом уже в этом же году завладел по заставной Василия Лабунского этим поселком. В январе 1561 года князь К.К.Острожский приобрел треть его от Василия Лабунского за 5000 коп. Купив Колищенцы 4 (за другими данными 5 или 10) января 1561 года, князь К.К.Острожский в марте того же года, просил у короля польского и великого князя литовского Сигизмунда Августа грамоту на учреждение в его имении города. 26 марта 1561 года, в Вильне (теперь - Вильнюс), король выдал князю эту грамоту, получив которую, он начал в том же году строить в Колищенцах замок и закладывать город. При огромных богатствах князя, воеводы Киевского, город начал быстро застраиваться и заселяться: в город стекались жители - шляхта, крестьяне, евреи и татары. Одновременно с разрешением князю Острожскому основать в Колищенцах город, Август по ходатайству князя, дал мещанам грамоту на пользование Магдебургским, в силу которого все жители новооснованного города управлялись с помощью войтов, бургомистров, советников, урядников и т.п.. За город у князя был суд с потомками Лабунського, но 28-30 мая 1565 г. он закончился в его пользу. Тем временем тот же король, Сигизмунд-Август, который дал грамоту князю Острожскому на учреждение у города, через пять лет после этого дает жалованную грамоту господину Яну Ходкевичу на имения, купленные князем К.К.Острожским у Василия Лабунского, а в том числе и на Колищенцы. В грамоте этой, выданной 26-го марта 1565 г., король сообщал, что хотя дядя, его король польский и великий князь Литовский Александр, подарил Івашці Лабунскому имения: Колищенцы, Гребенины и Сахновцы, но не на правах полной собственности, а что они находились только во временном владении Лабунского; поэтому дети его не имели никаких прав на них, - и, значит, не имели права распоряжаться ими. Кроме того, грамота, данная Ивану Лабунскому, не формальная; а так как названные имения принадлежали к числу столовых(т.е. тех, что принадлежали королю), но право на них даже ему, королю, открылось только по смерти Ивана Лабунского, он, король-хозяин, дарит имения эти, на вечное право, старосте жмудскому, господину Яну Ходкевичу, за важные заслуги его и подвиги в битвах против врага московского. Итак, дарение королем Александром имений этих Ивану Лабунскому признано незаконным, так как оно дано королем без согласия Сейма, а продажа Василием Лабунским таких имений К.К.Острожскому признана Сигизмундом Августом и господами также незаконной, так как сделана без королевского согласия. Для князя К.К.Острожского был только один результат выйти из такого трудного положения: договориться с Ходкевичем, предложить ему деньги и просить его уступить ему. По всей вероятности дело таким способом и уладилось. Князь Острожский уплатил деньги Ходкевичу, а последний уступил ему свои права на имения, передав князю вместе и жалованную на них грамоту, которой 26 получает от короля Сигизмунда-Августа в городе Вильно привилегии на учреждение города. По инициативе К.К.Острожского в 1571 г. был построен замок, замковая (Святотроицкая) церковь и со временем Крестовоздвиженская церковь.

Hosted by uCoz