Соборная церковь во имя Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, как она называлась изначально, была основана в 1570 (по Н. И. Теодоровичу) князем К. К. Острожским. Эта версия наиболее вероятна. Существует также мнение М. В. Переверзева. Он в “Статистических ведомостях о приходах Волынской епархии” 1892 писал, что она была построена в 1562. Как бы то ни было, князь построил её, чтобы усилить православие в городе.
Старший сын Януш не согласился с отцом о наследстве и ввел в 1602 г. в оборонную башню церкви свое войско, откуда стрелял из пушек по замку, где был Александр .
В 1612 его сын-католик, Януш, отдал её монахам-доминиканцам, которые переоборудовали её под костёл и устроили при нём кляштор (польск. klasztor — «монастырь», от лат. claustrum «закрытое место» — большой католический монастырь, аналог православной лавры). Примечательно, что это был 1-ый костёл в городе. 18 апреля 1613 ему даровали так называемый фундуш — в старопольском праве дар в пользу какого-нибудь учреждения, чаще церковного. В монастыре было 28 монахов. С этим событием связана явно ошибочная версия С. Окольского, который в книге о русских землях в XV-XVI вв. писал, что монастырь («грандиозная высокая башня-костёл») был построен в 1613 Иваном Константиновичем Острожским.
К этому периоду относится любопытная легенда. Якобы в 1618 татары сильно опустошили город. В это же время 2 монахам из разных западных монастырей было во сне знамение идти на восток в церковь при высокой башне над рекою и там, на сводах храма под пеплом сгоревшей кровли, открыть святой крест с изображением Искупителя. Они сошлись одновременно при этом храме и действительно среди мусора нашли икону. К бедру Иисуса Христа пристал кусочек мусора, и когда его попробовали отделить ножом, раздался стон. Ещё в религиозный XIX в. возникла версия, что икона просто была пустотелой, потому звук и возник, но в тёмный XVII век этому событию приписали ещё и раздавшийся глас: «Не бодите ребра моего, уже раз навеки прободённого!». Летом 1837 резное изображение Распятого Христа Спасителя перенесли в городской Успенский собор. Однако о важных событиях, связанных с иконой позже.
В 1648 казацкие войска, вошедшие в город под руководством полковника М. Кривоноса, глубоко ненавидевшие католиков, устроили кровавую расправу над монахами монастыря, разграбив всё имущество и уничтожив с осквернением церковную утварь, о чём существуют задокументированные данные. Убили 2 священников, диакона с 3 субдиаконами и 2 монахов, остальных мучили. Зверству, безусловно, нет оправдания, однако, во-первых, средневековые войны, тем более на ксенофобской и религиозной основе вообще были крайне кровопролитными, а во-вторых, поляки поступали с украинцами аналогично.
До 1775 года имущество монастыря увеличивалось и состояло более 20000 злотых, села Иршики и Приоровку, крестьян-крепостных, 24 дома и много земли. При нём было училище.
Под их юрисдикцией он находился с 1612 по 1832, когда император Николай I начал «стирать следы чуждаго латинства съ древле-православной Западной Россіи», а проще говоря, после восстания 1830 года поляков «Органическим статутом» 26 февраля 1832 г. передал этот храм, как и многие другие, православным. Богослужение было восстановлено протоиереем Никифором Пахаловичем после освящения святого престола и иконостаса 28 марта 1837 года. Богослужения правились по июль 1838, но из-за того, что они редко совершались и большой сырости воздуха их пришлось прекратить, а церковь отдали полиции. 14 лет в храме размещалась инвалидная команда и мастерские полка принца Фридриха Карла Александра Прусского. Они, по сути, разорили церковь: «…не осталось ни кровли, ни икон, ни дверей,.. не говоря уже о ценных предметах… Катакомбы взрыты, кости покойников выброшены из гробов,.. св. престол опрокинут».
Восстановление храма началось только в 1852 году. И связано это было с вышеупомянутой иконой Распятого Христа Спасителя. В мае этого года «сильно заболела эпилепсіей» (говоря современной медицинской терминологией — произошел эпилептический статус) у дочери священника Никанора Карашевича. Он искренне молился перед легендарной иконой Распятого Христа Спасителя, о которой было сказано выше, и девочка полностью исцелилась. Тогда он дал обет восстановить старый храм и перенести туда икону на прежнее место. Как раз летом того же года умер старик-протоиерей Н. Пахалович, и его место и высокое церковное звание занял временно Карашевич. Это был подарок судьбы. Отец Никанор начал активно восстанавливать храм, а в этом и материально и физически ему очень помогло местное население. Отличным примером дружбы разных народов и религий служит то, что много денег собрали и у поляков-католиков. Уже к осени исправили крышу церкви и башни. Немалую помощь в восстановлении храма оказал и новый настоятель Успенского храма профессор Волынской духовной семинарии протоиерей Адриан Пуриевич, а особенно — губернатор Синельников.
В 1853 в городе остановился 30-й Полтавский пехотный полк по пути в Севастополь — Российская империя готовилась к трагической для неё Крымской войне. Командир Константин Дмитриевич Головачевский охотно безвозмездно предложил на стройку всех солдат. Уже к концу августа 1853 храм был готов к освящению.
Но 29 августа 1853 местный городничий разместил в коридоре храма 130 евреев-рекрутов и их охрану. Местное Духовное управление отодвинуло сроки освящения. Тогда Карашевич вспомнил о помощи губернатора и опять к нему обратился. Результат был незамедлительным. Было приказано через 15 минут (!) освободить, проветрить и обкурить ладаном церковь, а освящение назначить на 13 сентября 1853. На освящение огромные деньги жертвовали церкви купец Журавлев и К. Д. Головачевский.В 17:00 12 сентября 1853 года началось всенощное бдение. В 08:00 утра на следующий день крестным ходом перенесли с Успенского собора «чудотворную» икону Распятия Христа Спасителя. Был устроен грандиозный военный парад с бригадным генералом во главе. В 10:00 храм освятили «во имя Воздвижения честного и животворящего Креста Господня» и наименовали Градским собором вместо Соборной Успенской церкви.
В 1860 г. была ассигнована сумме 80000 рублей на реконструкцию церкви. 3а основу был взят проект реконструкции, предложенный в 1871 году профессором архитектуры Э. И. Жибером — выдающимся архитектором того времени (псевдороссийский стиль).
C апреля 1873 по ноябрь 1880 церковь ремонтировали под руководством некого Мурашки за 30000 рублей. Прославился этот подрядчик тем, что во время чудо-ремонта «было похищено много церков. имущества, сняты колокола, изъ коихъ одинъ… проданъ в Мацевичскую церковь, а 2 другихъ заложены у евреевъ — и где ныне они находятся, — неизвестно». Протоиерей Н. Карашевич в 1875, пока в церкви править было нельзя, правил в церковном доме, освятив его, как церковь.
Состоянием на 1899 церковь состояла из причта: настятель — протоиерей, священник, диакон, псаломщик, пономарь и просфория. Для их размещения был 2 2-х этажных и 1 одноэтажный дом. Также церкви принадлежало довольно много земли, 2 лавки. При церкви была богадельня (приют для убогих), при церкви — 2 церковно-приходские школы, библиотека в её хранилищах. К ней приписано Свято-Троицкую и кладбищенскую церкви. В июле 1919 г. при освобождении города от белополяков храм подвергся бомбардировке. В результате, были сбиты купола. Существуют данные, что до 1922 здесь еще происходили богослужения, а в церковном хоре пели отец и дядя известного певца Николая Кондратюка. По другим данным проводились они до 30-х годов.
Во время Великой Отечественной войны здания были повреждены артиллерийскими выстрелами и с тех пор не восстанавливались. Кода советские войска штурмовали город, в храме сидели фашисты, не давая наладить переправу. Действовать надо было немедленно — атака могла провалиться. Тогда по ней и выстрелили из пушки. Я лично слышал рассказ очевидца событий — ветерана-разведчика, полковника, которого пригласила на 9 мая в класс наша классная руководитель Тамара Новомировна. Было это давно, как зовут его, я уже не помню, но всё равно, как говорится, дай ему Бог здоровья и прожить ещё очень долго! К слову, в самом начале января уже 2011 я видел, как он выступал по каналу «Поділля-центр».
Позже на ее территории с 1945 находилась милиция. В башне был устроен тир.
С 1997 года Хмельницкое епархиальное управление начало обращаться с письмами в разные инстанции вплоть до Президента Украины, относительно возвращения церкви помещений бывшего монастыря, которые используются не по назначению. В результате Кабмин Украины поручил Хмельницкой Облгосадминистрации ускорить строительство нового помещения для Староконстантиновского райотдела милиции.
25 апреля 2000 года XIII сессия Староконстантиновского Горсовета приняла решение передать все помещения монастыря и храма в собственность Церкви.В 2003 году 27 сентября в день Воздвижения комплекс передан православной церкви, реставрируется. После освобождения помещений районным отделом внутренних дел по благословению архиепископа Хмельницкого и Шепетовского владыки Антония было решено открыть здесь женский монастырь. Но чуть позже, в связи с тем, что здание нуждается в ремонте и тяжелой работы, ее передали в мужские руки. Сейчас здесь находятся 9 насельников: 3 монаха и 6 послушников. В этом же году появилось знамение — на стене явился лик Божьей матери. Лично у меня отношение к нему скептическое — появление подобных чудес можно объяснить особой технологией рисования икон.
В 2004 году Государственный комитет по делам религий Украины Указом № 68 от 29.12.04 г. официально зарегистрировал Устав Староконстантиновского мужского монастыря (Свидетельство № 85 от 29.12.2004 года). Архитектурно церковь, или собор состояла из храма и башни-колокольни. Построены они из распространённого у нас камня-ракушечника Художественный замысел собора — это ренессансная архитектура с элементами готики, проявившейся в форме окон. Но внешнее и внутреннее обрамление храма свидетельствовали, что он был типичным для православной украинской территории, то есть подобием византийской архитектуры. Росписи внутренних стен были орнаментированы, при их обрамлении также использовали резьбу по камню. Композиция сооружений расположена с востока на запад. Форма храма — овальная, удлиненная восточнее, а западная стена аскетически ровная. Южная, боковая, стена вписана в строение башни над храмом со стороны речки.
Ядро комплекса составляет высокая башня-донжон (главная башня в европейских феодальных замках), её основа — квадрат со сторонами около 14 м. Высота башни — 35 м. Башня-колокольня отличается от церкви. Если церковь — классическое культовое сооружение XVІ ст., башня имеет ярко выраженные признаки оборонительного здания. Поднимаясь над городом, она играла роль сторожевого, а во время войны — уникального пушечного бастиона. Башня — квадратная, в основе — пятиэтажная, без перекрытий, толщина стен достигает 1,8-2,5 м (по плану архитектуры — 4 аршина, то есть 284,48 см). Каждый ярус из 5 ниже предыдущего. Верхний ярус в архитекрурном плане самый лёгкий. Ярусы имеют полукруглые пролёты (отверстия), артиллерийские амбразуры и бойницы. В отличие от амбразур бойницы предназначены для ведения огня из ручного оружия. Во втором ярусе была комната Януша Острожского, откуда он, по преданию и стрелял по брату (см. выше). На 4-ом ярусе пролёты большие — для колоколов декорированы антаблементами (балочными перекрытиями) и сильно выступающим карнизом. В северо-восточном углу встроена каменно-винтовая лестница. Нижние этажи освещены окнами-бойницами, а верхние — обычными прямоугольными окнами, приспособленным для пушечной стрельбы. Башню завершали 5 куполов, на каждом из которых сиял золоченый крест.
Костел, который почти не сохранился, 1612 входил в комплекс зданий прилегает к башне с севера. Он каменный, прямоугольный с выраженной пятигранной апсидой (выступом здания) на востоке. В северной части костела сохранились аркосолии (ниши для погребения), в восточной — небольшие, круглые, похожие на амбразуры окна, стены по фасаду имеют два ряда бойниц. Пристроен непосредственно к башне, костел был включен в систему ее обороны. Сохранилось описание храма 1764, когда его освящали после пожара: «Храм старосветской структуры в форме креста, в два этажа, обращен фасадами на запад... Двор его обособлен каменной стеной. Со стороны города — арочная колокольня, двухэтажный флигель, рядом пивоварня, фруктовый сад.».
На территории бывшего Доминиканского (состоянием на 2002—2003 раскопок), а теперь Свято-Кресто-Воздвиженского мужского монастыря (раскопки велись до 2005) при раскопках было замечено наслоения древнерусского времени и открыты остатки кирпича сооружений XVII в. во дворе и каменных и кирпичных конструкций монастырских подвалов и подземных ходов с коробовым сводом XVI—ХVII в. сложенным из бутового камня на известковом растворе в середине костела. Система ходов имела перекресток, некоторые проходы были большего размера, некоторые — меньшего. Во время работ установлено, что позднесредневековыми сооружениями было нарушено слои древнерусского времени, в которых найдены единичные фрагменты керамики XIII в. При проведении разведочных работ на дворе Доминиканского монастыря в шурфах также был зафиксирован слой этого периода с фрагментами горшков, что позволяет сделать предположение о существовании на этой территории либо посада, или древнерусского монастыря. Но для утверждения этого предположения следует проводить дальнейшие раскопки.
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемый металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.